Уважаемые родители.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1.     Основы православной культуры;
  2.     Основы исламской культуры;
  3.     Основы буддийской культуры;
  4.     Основы иудейской культуры;
  5.     Основы мировых религиозных культур;
  6.     Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Структура комплексного учебного курса

На курс «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане отводится

(34 часа). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1.     Основы православной культуры;
  2.     Основы исламской культуры;
  3.     Основы буддийской культуры;
  4.     Основы иудейской культуры;
  5.     Основы мировых религиозных культур;
  6.     Основы светской этики.

Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов. Первый и последний из них являются общими для всех модулей. Содержательные акценты первого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества; последнего раздела — духовные традиции многонационального народа России.

  1.     Основы православной культуры.

1.Россия — наша Родина.

2.Введение в православную духовную традицию.

3.Особенности восточного христианства.

4.Культура и религия.

5.Во что верят православные христиане.

6.Добро и зло в православной традиции.

7.Золотое правило нравственности.

8.Любовь к ближнему.

9.Отношение к труду.

  1. Долг и ответственность.

11.Милосердие и сострадание.

12.Православие в России.

13.Православный храм и другие святыни.

14.Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

15.Праздники.

16.Христианская семья и её ценности.

17.Любовь и уважение к Отечеству.

  1.     Основы исламской культуры.
  2. Россия — наша Родина.
  3. Введение в исламскую духовную традицию.

3.Культура ирелигия.

4.Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. 5.Столпы ислама и исламской этики.

6.Обязанности мусульман.

7.Для чего построена и как устроена мечеть.

8.Мусульманское летоисчисление и календарь.

9.Ислам в России.

10.Семья в исламе.

11.Нравственные ценности ислама.

12.Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. 13.Искусство ислама.

14.Любовь и уважение к Отечеству.

  1. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  2.     Основы буддийской культуры.

1.Россия — наша Родина.

2.Введение в буддийскую духовную традицию.

  1. Культура и религия.
  2. Будда и его учение.

5.Буддийские святые.

6.Будды.

7.Семья в буддийской культуре и её ценности.

  1. Буддизм в России.
  2. Человекв буддийской картине мира.
  3. Буддийские символы.
  4. Буддийские ритуалы.

12.Буддийские святыни.

13.Буддийские священные сооружения.

14.Буддийский храм.

15.Буддийский календарь.

  1. Праздники в буддийской культуре.

17.Искусство в буддийской культуре.

  1. Любовь и уважение к Отечеству.

19.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  1.     Основы иудейской культуры.

1.Россия — наша Родина.

2.Введение в иудейскую духовную традицию.

3.Культура и религия.

4.Тора — главная книга иудаизма.

5.Классические тексты иудаизма.

6.Патриархи еврейского народа.

7.Пророки и праведники в иудейской культуре.

8.Храм в жизни иудеев.

9.Назначение синагоги и её устройство.

10.Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

11.Иудаизм в России.

  1. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

13.Ответственное принятие заповедей.

14.Еврейский дом.

15.Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.

16.Еврейские праздники: их история и традиции.

17.Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

18.Любовь и уважение к Отечеству. 19.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  1.     Основы мировых религиозных культур.

1.Россия — наша Родина.

2.Культура и религия.

3.Древнейшие верования.

4.Религии мира и их основатели.

  1. Священные книги религий мира.

6.Хранители предания в религиях мира.

7.Человек в религиозных традициях мира.

8.Священные сооружения.

9.Искусство в религиозной культуре.

10.Религии России.

11.Религия и мораль.

12.Нравственные заповеди в религиях мира.

13.Религиозные ритуалы.

14.Обычаи и обряды.

15.Религиозные ритуалы в искусстве.

16.Календари религий мира.

17.Праздники в религиях мира.

18.Семья, семейные ценности.

19.Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

20.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

21.Любовь и уважение к Отечеству.

22.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  1.     Основы светской этики.

1.Россия — наша Родина.

2.Культура и мораль.

3.Этика и её значение в жизни человека.

4.Праздники как одна из форм исторической памяти.

5.Образцы нравственности в культурах разных народов.

  1. Государство и мораль гражданина.

7.Образцы нравственности в культуре Отечества.

8.Трудовая мораль.

9.Нравственные традиции предпринимательства.

10.Что значит быть нравственным в наше время?

11.Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

12.Методика создания морального кодекса в школе.

13.Нормы морали.

14.Этикет.

15.Образование как нравственная норма.

16.Методы нравственного самосовершенствования.

17.Любовь и уважение к Отечеству.

18.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Выбор за Вами, уважаемые родители.

 

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

 

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденное на уроке, он всего один. Наверняка, у Вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

[an error occurred while processing the directive]