Уважаемые родители.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Структура комплексного учебного курса
На курс «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане отводится
(34 часа). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов. Первый и последний из них являются общими для всех модулей. Содержательные акценты первого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества; последнего раздела — духовные традиции многонационального народа России.
- Основы православной культуры.
1.Россия — наша Родина.
2.Введение в православную духовную традицию.
3.Особенности восточного христианства.
4.Культура и религия.
5.Во что верят православные христиане.
6.Добро и зло в православной традиции.
7.Золотое правило нравственности.
8.Любовь к ближнему.
9.Отношение к труду.
- Долг и ответственность.
11.Милосердие и сострадание.
12.Православие в России.
13.Православный храм и другие святыни.
14.Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
15.Праздники.
16.Христианская семья и её ценности.
17.Любовь и уважение к Отечеству.
- Основы исламской культуры.
- Россия — наша Родина.
- Введение в исламскую духовную традицию.
3.Культура ирелигия.
4.Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. 5.Столпы ислама и исламской этики.
6.Обязанности мусульман.
7.Для чего построена и как устроена мечеть.
8.Мусульманское летоисчисление и календарь.
9.Ислам в России.
10.Семья в исламе.
11.Нравственные ценности ислама.
12.Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. 13.Искусство ислама.
14.Любовь и уважение к Отечеству.
- Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Основы буддийской культуры.
1.Россия — наша Родина.
2.Введение в буддийскую духовную традицию.
- Культура и религия.
- Будда и его учение.
5.Буддийские святые.
6.Будды.
7.Семья в буддийской культуре и её ценности.
- Буддизм в России.
- Человекв буддийской картине мира.
- Буддийские символы.
- Буддийские ритуалы.
12.Буддийские святыни.
13.Буддийские священные сооружения.
14.Буддийский храм.
15.Буддийский календарь.
- Праздники в буддийской культуре.
17.Искусство в буддийской культуре.
- Любовь и уважение к Отечеству.
19.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Основы иудейской культуры.
1.Россия — наша Родина.
2.Введение в иудейскую духовную традицию.
3.Культура и религия.
4.Тора — главная книга иудаизма.
5.Классические тексты иудаизма.
6.Патриархи еврейского народа.
7.Пророки и праведники в иудейской культуре.
8.Храм в жизни иудеев.
9.Назначение синагоги и её устройство.
10.Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
11.Иудаизм в России.
- Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
13.Ответственное принятие заповедей.
14.Еврейский дом.
15.Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.
16.Еврейские праздники: их история и традиции.
17.Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
18.Любовь и уважение к Отечеству. 19.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Основы мировых религиозных культур.
1.Россия — наша Родина.
2.Культура и религия.
3.Древнейшие верования.
4.Религии мира и их основатели.
- Священные книги религий мира.
6.Хранители предания в религиях мира.
7.Человек в религиозных традициях мира.
8.Священные сооружения.
9.Искусство в религиозной культуре.
10.Религии России.
11.Религия и мораль.
12.Нравственные заповеди в религиях мира.
13.Религиозные ритуалы.
14.Обычаи и обряды.
15.Религиозные ритуалы в искусстве.
16.Календари религий мира.
17.Праздники в религиях мира.
18.Семья, семейные ценности.
19.Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
20.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
21.Любовь и уважение к Отечеству.
22.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Основы светской этики.
1.Россия — наша Родина.
2.Культура и мораль.
3.Этика и её значение в жизни человека.
4.Праздники как одна из форм исторической памяти.
5.Образцы нравственности в культурах разных народов.
- Государство и мораль гражданина.
7.Образцы нравственности в культуре Отечества.
8.Трудовая мораль.
9.Нравственные традиции предпринимательства.
10.Что значит быть нравственным в наше время?
11.Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
12.Методика создания морального кодекса в школе.
13.Нормы морали.
14.Этикет.
15.Образование как нравственная норма.
16.Методы нравственного самосовершенствования.
17.Любовь и уважение к Отечеству.
18.Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Выбор за Вами, уважаемые родители.
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденное на уроке, он всего один. Наверняка, у Вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.
Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.
-
ОРКСЭ заявление
Размер файла: 16 КБ